С сентября 2013 по январь 2014 совместно с музеем Катара здесь проходила выставка изделий из жемчуга. Экспозиция охватила огромный период: от Римской империи через эпоху Возрождения до 20-го столетия.
Жемчуг - одно из самых вожделенных сокровищ на протяжении тысячелетий. Его появление таинственно, а красота ни с чем не сравнима. С жемчугом связаны многочисленные легенды и мифы, им восхищались и порой приписывали противоположные свойства. В разные времена прекрасные жемчужины отождествляли то с чистотой, то с обольщением, то со счастливым браком, то с вдовьим трауром.
Рождение жемчуга
Перламутр представляет собой тончайшие (полмикрона толщиной) пластинки арагонита (кристаллы CaCO3), расположенные параллельными слоями. Слои разделены включениями органики - эластичными биополимерами (хитин и т.п.). Свет, падая на кристалл арагонита, многоразово отражается и преломляется другими кристаллами, создавая радужный эффект.
Удивительно разнообразие оттенков жемчуга: розовый, коричневый, черный, сине-зеленый, оранжевый...
Моллюски, из раковин которых были извлечены эти сокровища:
1. Spondylus regius; 2. Cassis madagascariensis; 3. Pleuroploca gigantea; 4. Atrina vexillum; 5. Pleuroploca trapezium; 6. Pinctada mazatlanica; 7. Melo melo; 8. Pleuroploca gigantea; 9. Strombus gigas; 10. Pinctada radiata; 11. Tridacna squamosa; 12. Melo broderipii; 13. Nautilus pompilius; 14. Pleuroploca gigantea;
15. Strombus gigas; 16. Pinctada maxima; 17. Haliotis iris; 18. Pleuroploca gigantea ; 19. Argopecten purpuratus; 20. Lopha cristagalli; 21. Pinctada maxima.
Haliotis iris - новозеландская морская ракушка
пауа (Морское Ушко) с жемчужиной, в которую превратился червь. Морское Ушко имеет самые яркие и красочные переливы перламутра |
Pleuroploca trapezium - Трапециевидная раковина и ее жемчужина |
Добыча жемчуга
Природный жемчуг в Персидском заливе добывали с 1-го тысячелетия до н.э. вплоть до середины 20-го века. За тысячи лет технология не изменилась, как и экипировка ныряльщика. Она состояла из набедренной повязки, зажима для носа из черепахового панциря или дерева, и плетеной корзинки.
Ныряльщик опускался с двумя веревками: одна прикреплялась к поясу, ко второй для ускорения спуска привязывали камень с петлей для ног. |
Человек за несколько секунд достигал дна (глубина до 22-х метров) и отпускал веревку с камнем. За одно погружение сборщик успевал найти до 12 раковин, но только в одной из двух тысяч скрывалась высококачественная жемчужина.
Торговля жемчугом
Торговля жемчугом играла важную роль для стран, расположенных на побережье Персидского залива - от Саудовской Аравии до Дубай, особенно для Бахрейна и Катара. Арабские купцы переплывали Индийский океан еще в седьмом веке до н.э., и торговали жемчугом в портах Индии. Там же его покупали и китайские торговцы.
К началу 19 века Персидский залив стал главным мировым поставщиком натурального жемчуга. Высокое качество "восточного" жемчуга обусловило огромный спрос на него у знаменитых ювелирных домов Европы. Золотой век "залива жемчуга" длился с 1850 по 1930 годы, а в наши дни натуральный жемчуг стал редким драгоценным камнем.
К началу 19 века Персидский залив стал главным мировым поставщиком натурального жемчуга. Высокое качество "восточного" жемчуга обусловило огромный спрос на него у знаменитых ювелирных домов Европы. Золотой век "залива жемчуга" длился с 1850 по 1930 годы, а в наши дни натуральный жемчуг стал редким драгоценным камнем.
Жемчуг россыпью и изделия из жемчуга
Персидского залива. Начало 20-го века.
|
Принадлежности торговца жемчугом ок. 1920 г. |
Жемчуг и мода
Со времен Римской империи ювелирные изделия с жемчугом были престижным и дорогим украшением, демонстрацией богатства и высокого положения в обществе.
На королевских регалиях средневековой Европы жемчуг символизировал власть, а на церковной атрибутике - божественную чистоту и целомудрие. В эпоху Возрождения он стал более светским: на портретах того времени мы видим дворян и купцов, богато украшенных жемчугом.
К 17 и 18 векам жемчуг приобрел популярность как дамское украшение, пополнившее арсенал приемов соблазнения, и в тоже время подчеркивающее аристократическое происхождение владелицы. К началу 19-го века жемчуг зазвучал более интимно, украшая «сентиментальные» ювелирные изделия, передавая личную привязанность или выражая скорбь.Он продолжает оставаться фаворитом королевских дворов Европы, полюбивших длинные многорядные ожерелья. В этот период над созданием потрясающих шедевров вдохновенно трудились парижские ювелиры, работавшие в стиле модерн.
Мода "ревущих двадцатых" в корне изменила облик женщин, они надели короткие платья без рукавов, дополненные нитями жемчуга, свисающими до пояса и ниже. В наши дни звезды Голливуда и светские дивы поддерживают неизменную статусность жемчуга.
Ожерелье Картье, Франция, 1930-40, Платина, бриллианты и натуральный жемчуг Персидского залива. Музей Катара. |
Брошь, Англия, 1800-1820, Золото, жемчуг, бриллианты, миниатюра. Музей Виктории и Альберта, Лондон. |
Украшение для лифа. Испания, 1670 Золотая филигрань с пресноводным жемчугом |
Серьги. Римская империя (Египет). Золото, жемчуг |
Тиара Незабудки, Париж, ок. 1905 Paul Gabriel Liénard (род.1849) Музей Катара. Рог, золото, бриллианты, жемчуг. |
Музей Катара приобрел эту тиару с редчайшими по красоте и величине жемчужинами на аукционе Christie's в 2011. Ее первой владелицей была графиня Ханна Роузбери (1851-1890), урожденная Ротшильд. |
Одежда китайского придворного.
Династия Цин, ок. 1870-1911 г.
Шелковые и золотые нити, кораллы, жемчуг
|
Икона Божьей Матери, Россия, 1886 г.
Русский пресноводный жемчуг
|
Культивированный жемчуг
Браслет, Mikimoto, Япония, 1937.
Платина, 18-каратное белое золото, культивированный жемчуг, бриллианты, сапфиры, изумруды. |
Попытки искусственно производить жемчуг уходят в глубь веков. Древние китайцы первыми придумали создавать жемчуг, помещая посторонний объект в устрицу. Подобные эксперименты в 18 веке проводил шведский натуралист Карл Линней.
Но только в начале 20-го века японцу Кокичи Микимото (1858-1954) удалось в промышленных масштабах освоить культивацию жемчуга. Круглый жемчуг, названный Akoya, выращивается в двустворчатых моллюсках рода Pinctada, японское название которых Akoya-kai. К 1950 культивированный жемчуг завоевал рынок, и мечта Микимото "украсить жемчугом шеи всех женщин мира" стала реальностью.
Сегодня производство Микимото славится высокими стандартами качества, что соответствует философии основателя: использовать для украшений только самые лучшие жемчужины. Головной магазин компании по-прежнему находится в районе Гиндза в Токио.
Колье "Готика"
Mikimoto, Япония, 2011
18-каратное белое золото, бриллианты, жемчуг Акойя
|
Зажим для волос «Вишневый цвет»
Mikimoto, Япония, 1910
15-каратное золото, покрытое платиной,
культивированный и натуральный
жемчуг, бриллианты
|
Искусственный жемчуг юго-восточных морей имеет самые разные расцветки. Колер зависит от типа моллюсков, в которых жемчужина растет, и от условий, в которых происходит процесс выращивания.
Лучший жемчуг производит королева моллюсков Pinctada maxima. Его получают на жемчужных фермах Бирмы, Индонезии, Филиппин, Таиланда и вдоль северного побережья Австралии. Обычные Pinctada maxima производят белый жемчуг, виды с серебряными створками дают бледно- металлически-серые оттенки, особи с золотыми створками создают драгоценные горошины с интенсивным золотистым оттенком.
Pinctada Margaritifera, ракушка с черными створками с атоллов Тихого океана, производит знаменитый жемчуг Таити. Но он не весь черный, попадается белый, зеленый, синий, даже баклажановый тон.
Современный дизайн
Дизайн ювелирных изделий во второй половине ХХ века претерпел большие изменения. В 1960-х и 1970-х годах креативные ювелиры Европы отошли от традиционного ювелирного набора украшений, создавая абстрактные скульптурные конструкции с нетрадиционными для жемчуга параметрами. В тоже время, ювелиры старой школы искали равновесие между традицией и модернизмом. С 1980-х годов художники-ювелиры стали делать акцент не на ценности жемчужины, а на оригинальности дизайна. В поисках новых форм использования жемчуга, они сочетали его с различными металлами, часто имеющими текстурированную поверхность, и успешно объединили с недрагоценными материалами.
Сегодня художественные приемы в изделиях с жемчугом безграничны. Жемчуг, как натуральный, так и культивированный, по-прежнему в моде, и в настоящее время его носит все большее число женщин. Сейчас он символизирует женственность и, как вечная драгоценность, уместен в любой обстановке.
Бриллиантовые серьги, Hemmerle,
Германия, 2001 г.
Розовое и красное золото, фантазийные коричневые бриллианты,
круглый жемчуг устриц Melo melo.
Частная коллекция.
|
Geoffrey Rowlandson Брошь Гранд прыжок, Англия, 1999 18 - каратное золото, бриллианты, культивированный жемчуг |
Friedrich Becker
Брошь, Германия, 1962
18-каратное белое золото, 96 натуральных жемчужин различной окраски
|
Фото здания музея отсюда
Подробнее ознакомиться с экспонатами выставки можно на этом видео