ПРОГУЛКИ ПО МУЗЕЮ ВИКТОРИИ И АЛЬБЕРТА. ВЫСТАВКА ЖЕМЧУГА




Лондонский музей V&A - самый крупный в мире музей декоративного искусства и дизайна. 

С сентября 2013 по январь 2014 совместно с музеем Катара здесь проходила выставка изделий из жемчуга. Экспозиция охватила огромный период: от Римской империи через эпоху Возрождения до 20-го столетия.

Жемчуг - одно из самых вожделенных сокровищ на протяжении тысячелетий. Его появление таинственно, а красота ни с чем не сравнима. С ним связаны многочисленные легенды и мифы, ему приписывали порой противоположные свойства. В разные времена прекрасные жемчужины отождествляли с чистотой, обольщением, счастливым браком, вдовьим трауром и т.д.


Рождение жемчуга


Формирование жемчуга может произойти в любом моллюске, имеющем раковину, вплоть до земной улитки. Морской природный жемчуг образуется при вторжении инородного тела-паразита, например, морского червя, куска губки, песчинки и пр. в перламутровый слой раковины. Паразит вытесняет собственные клетки моллюска, образуя кисты, которые постепенно обволакиваются перламутром.

Перламутр представляет собой тончайшие (полмикрона толщиной) пластинки арагонита (кристаллы CaCO3), расположенные параллельными слоями. Слои разделены включениями органики - эластичными биополимерами (хитин и т.п.). Свет, падая на кристалл арагонита, многоразово отражается и преломляется другими кристаллами, создавая радужный эффект.

Удивительно разнообразие оттенков жемчуга: розовый, коричневый, черный, сине-зеленый, оранжевый...



Редкий набор натуральных жемчужин 
из коллекции музея Катара

Моллюски, из раковин которых были извлечены эти сокровища:
1. Spondylus regius; 2. Cassis madagascariensis; 3. Pleuroploca gigantea; 4. Atrina vexillum; 5. Pleuroploca trapezium; 6. Pinctada mazatlanica; 7. Melo melo; 8. Pleuroploca gigantea; 9. Strombus gigas; 10. Pinctada radiata; 11. Tridacna squamosa; 12. Melo broderipii; 13. Nautilus pompilius; 14. Pleuroploca gigantea; 
15. Strombus gigas; 16. Pinctada maxima; 17. Haliotis iris; 18. Pleuroploca gigantea ; 19. Argopecten purpuratus; 20. Lopha cristagalli; 21. Pinctada maxima. 

Pleuroploca trapezium
- Лошадиная Ракушка
и ее жемчужина
Haliotis iris - новозеландская 
морская ракушка пауа 
(Морское Ушко) 
 с жемчужиной, в которую 
превратился червь.
 Морское Ушко имеет самые 
яркие и красочные переливы
 перламутра



Добыча жемчуга

         
Cymbiola Impetialis - Императорская 
Волюта  
с жемчужиной


                                 Ловец жемчуга
Ловцы жемчуга держась за веревки, прикрепленной к коллекторных корзины, воспроизводства оригинала.  © Информационное агентство Катар Архивы
Природный жемчуг в Персидском заливе добывали с 1-го тысячелетия до н.э. вплоть до середины 20-го века. За тысячи лет технология не изменилась, как и экипировка ныряльщика. Она состояла из набедренной повязки, зажима для носа из черепахового панциря или дерева, и плетеной корзинки.
Ныряльщик опускался с двумя веревками: одна прикреплялась к поясу, ко второй для ускорения спуска привязывали камень с петлей для ног
. Человек за несколько секунд достигал дна (глубина до 22-х метров) и отпускал веревку с камнем.  
За одно погружение сборщик успевал найти до 12 раковин, но только в одной  из двух тысяч скрывалась высококачественная жемчужина.                                                                                    

Торговля жемчугом


Колье с пяти окончил пряди, Cartier, Франция, 1930-40, платина, алмазы и природные залива жемчуг.  Катар Музеи администрации.  Фото © Сотбис
Торговля жемчугом играла важную роль для стран, расположенных на побережье Персидского залива - от Саудовской Аравии до Дубай, особенно для Бахрейна и Катара. Арабские купцы переплывали Индийский океан еще в седьмом веке до н.э., и торговали  жемчугом в портах Индии. Там же его покупали и китайские торговцы.

К началу 19 века Персидский залив стал главным мировым поставщиком натурального жемчуга. Высокое качество "восточного" жемчуга обусловило огромный спрос на него у знаменитых ювелирных домов Европы. Золотой век "залива жемчуга" длился с 1850 по 1930 годы, а в наши дни  натуральный жемчуг стал редким драгоценным камнем.


             
              Тканевая сумка, содержащая
          торговую атрибутику
Жемчуг россыпью и жемчужные
ожерелья Персидского
залива

Жемчуг и мода
Грудь принадлежности к жемчуга дилера
Принадлежности торговца
жемчугом

Брошь Любителя глаз, Англия, 1800-20, золото, жемчуг, бриллианты и окрашены миниатюра.  Музей не.  С.56-1977, © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Брошь Англия, 1800-1820, золото, жемчуг, бриллианты, миниатюра.
Музей Виктории и Альберта, Лондон


Со времен Римской империи ювелирные изделия с жемчугом были престижным и дорогим украшением, демонстрацией богатства и высокого положения в обществе.

На королевских регалиях средневековой Европы жемчуг символизировал власть,  а на церковной атрибутике - божественную чистоту и целомудрие.
В эпоху Возрождения он стал более светским: на портретах того времени мы видим дворян и купцов, богато украшенных жемчугом.

К 17 и 18 векам жемчуг приобрел популярность как дамское украшение, пополнившее арсенал приемов соблазнения, и в тоже время подчеркивающее аристократическое происхождение владелицы. К началу 19-го века жемчуг зазвучал более интимно, украшая «сентиментальные» ювелирные изделия, передавая личную привязанность или выражая скорбь.Он продолжает оставаться фаворитом королевских дворов Европы, полюбивших длинные многорядные ожерелья. В этот период над созданием потрясающих  шедевров вдохновенно трудились парижские ювелиры, работавшие в стиле модерн. 

Мода  "ревущих двадцатых" в корне изменила облик женщин, они надели короткие платья без рукавов, дополненные нитями жемчуга, свисающими до пояса и ниже.
Пара сережек
Крест подвеска
Украшение для лифа
Тиара Незабудки, разработана и изготовлена ​​Полом Габриэль Льенара (родился 1849)
Тиара, Лондон, 1878
Тиара, Англия, 1878. 
Музей Катара.
Золото, серебро, бриллианты, природный круглый и каплевидный жемчуг.  
Музей Катара приобрел тиару с редчайшими по красоте и величине жемчужинами на аукционе Christie's в 2011. Ее первой владелицей являлась графиня Ханна Роузбери (1851-1890), урожденная Ротшильд.   









Мода менялась, неизменным оставался только  статус жемчуга - символа власти и индикатора положения в обществе.  Редкость природных жемчужин всегда делала и делает их особенно желанными.
Короны правителей, украшенные жемчугом,  демонстрируют величие и процветание династий. В России, Иране, Китае и Индии жемчужины были неотъемлемой частью регалий правящих монархов. В Европе особы королевской крови и аристократия носили редкие жемчужины в великолепных ювелирных изделиях: диадемах, ожерельях,
брошах и др.  
В наши дни звезды Голливуда и светские      дивы поддерживают неизменную        статусность жемчуга.





Икона Божьей Матери,
1886 г, Россия
Русский пресноводный жемчуг
Ожерелье императора, 1750 г.
Рисуно
Вышитая жемчугом одежда
китайского придворного
1870 г.       
http://www.vam.ac.uk/__data/assets/image/0010/235972/6_lead_yaguruma.jpg
Браслет, Mikimoto, Япония, 1937.
Платина, 18-каратное белое золото, культивированный жемчуг, бриллианты, сапфиры, изумруды. 

     

       Культивированный жемчуг


Попытки искусственно производить жемчуг уходят в глубь веков. Древние китайцы первыми придумали создавать жемчуг, помещая посторонний объект в устрицу. Подобные эксперименты в 18 веке проводил шведский натуралист Карл Линней.
 Но только в начале 20-го века японцу  Кокичи Микимото (1858-1954) удалось в промышленных масштабах освоить культивацию жемчуга. Круглый жемчуг, названный Akoya, выращивается в двустворчатых моллюсках рода Pinctada, японское название которых Akoya-kai. К 1950 культивированный жемчуг завоевал рынок, и мечта Микимото  "украсить жемчугом шеи всех женщин мира" стала реальностью.
Сегодня производство Микимото славится высокими стандартами качества, что соответствует  философии основателя: использовать для украшений только самые лучшие жемчужины. Головной магазин компании по-прежнему находится в районе Гиндза в Токио.
Колье Готика
Брошь Вишневый цвет

Ожерелье из Carnevale коллекции, Лондон, 2013,
18-каратное белое золото, алмазы,
розовый и оранжевый пресноводный жемчуг,
морской жемчуг - золотой индонезийский,
белый австралийский, серый и синий таитянский.

Искусственный жемчуг  юго-восточных морей имеет самые разные расцветки. Колер зависит от типа моллюсков, в которых  жемчужина растет, и от условий, в которых происходит процесс выращивания. 
Лучший жемчуг производит королева моллюсков Pinctada maxima. Его получают на жемчужных фермах Бирмы, Индонезии, Филиппин, Таиланда и вдоль северного побережья Австралии. Обычные Pinctada maxima производят белый жемчуг, виды с серебряными створками дают   бледно- металлически-серые оттенки, особи с золотыми створками создают драгоценные горошины с интенсивным золотистым оттенком.
Pinctada Margaritifera, ракушка с черными створками с  атоллов Тихого океана, производит знаменитый жемчуг Таити. Но он не весь черный,                  попадается белый, зеленый, синий, даже баклажановый тон.

http://www.vam.ac.uk/__data/assets/image/0004/235957/8_lead_hemmerle.jpg

             Бриллиантовые серьги,  Hemmerle, 
                             Германия, 2001 г.
       Розовое и красное золото, фантазийные                                  коричневые бриллианты, 
            круглый жемчуг устриц Melo melo.
                     Частная коллекция. 

Современный дизайн


Дизайн ювелирных изделий во второй половине ХХ века претерпел большие изменения. В 1960-х и 1970-х годах креативные ювелиры  Европы отошли от традиционного ювелирного набора украшений, создавая абстрактные скульптурные конструкции с нетрадиционными для жемчуга параметрами. В тоже время, ювелиры старой школы искали равновесие между традицией и модернизмом. С 1980-х годов художники-ювелиры стали делать акцент не на ценности жемчужины, а на оригинальности дизайна.  В поисках новых форм использования жемчуга, они сочетали его с различными металлами, часто имеющими текстурированную поверхность, и успешно объединили с недрагоценными материалами.
Сегодня художественные приемы в изделиях с жемчугом безграничны. Жемчуг, как натуральный, так и культивированный, по-прежнему в моде, и в настоящее время его носит все большее число женщин. Сейчас он символизирует женственность и, как вечная драгоценность, уместен в любой обстановке.
Nora Fok
Брошь Зимний снег и весенние цветы
 Англия, 2012
Пластик, культивированный белый жемчуг
Geoffrey Rowlandson
Брошь Гранд прыжок, Англия, 1999
18 - каратное золото,
бриллианты, культивированный жемчуг
Частная коллекция

           Friedrich Becker
    Брошь, Германия, 1962
  18-каратное белое золото,
  96 натуральных жемчужин
          различной окраски


Подробнее познакомиться с экспонатами выставки  можно на этом  ВИДЕО 

По материалам сайта музея
                                         Перевод